Потусторонний мир, тот свет, в мифологии обитель
умерших или их душ. Мифы о 3агробном мире развились из представлений о
загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из
членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение
нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия
сверхъестественных причин (вредоносной магия, нарушения табу и т. п.).
Психологический страх перед смертью (в сочетании с биологической
опасностью, исходящей от разлагающегося трупа) персонифицировался в
самом умершем: поэтому погребальные обычаи преследовали цель изолировать
умершего и с ним — вредоносное воздействия смерти; одновременно;
однако, существовала и противоположная тенденция — сохранить умершего
вблизи живых, чтобы не нарушать целостность коллектива.
Отсюда —
древнейшие обычаи погребения (изоляции) на поселениях. в жилищах или
специальных дома мёртвых, позднее — в некрополя! (городах мёртвых)
вблизи поселение Соответственно амбивалентным было и отношение к
умершему: с одно! стороны, его почитали как предка благодетеля (см.,
напр., Питары, Ме-ны), с другой — боялись как вредоносного мертвеца или
духа, обитающего вблизи живых. Представления о наделённых
сверхъестествен ной силой «живых мертвецах», вы-ходящих из могилы,
нападающих на людей, приносящих болезни и смерть присутствуют в
мифологии и фольклоре многих народов (см., напр. Упырь). «Живых
мертвецов» стремились умертвить вновь, связать ж т. п., духов —
отпугнуть шумом на похоронах, запутать дорогу в мир живых. Но самым
действенны» способом устранения вредоносных свойств покойника при
сохранении связи с ним как с духом-покровителем считалось отправление
его в 3агробном мире.
У некоторых наиболее отсталых племен
(австралийцы, бушмены, папуасы) не сложилось дифференцированных
мифологических представлениях о 3агробном мире: умершие могли населять
пустынные местности, лес или кустарники, оказывались в море или на нес«
иногда известно было лишь направление, в котором уходили умершие Смутны и
противоречивы были представления о занятиях мёртвых: они могли вести
обычную жизнь охотники»! и собирателей, превращаться в животных и птиц,
скитаться по земле выходить по ночам из своих убежищ , возвращаться к
стойбищам живых. Вероятно, эта раздвоенность умев-ших, пребывающих в
мире живых, и в ином — 3агробном мире, связанная с двойственностью
обрядовых устремлений сохранить умершего в могиле и удалить его в иной
мир, способствовала мифологическому расчленению покойника на погребённое
тело и душу (дух), обитающую в 3агробном мире. Это расчленение не было
последовательным -душа не лишалась телесных свойств и привязанности к
телу; у многих народов (у индейцев, в римской в
Сибирской мифологиях) известны представления о «могильных душах»
наподобие ка в египетской мифологии.
Наиболее распространённым было представление о временном пребывании
духа возле тела (могилы) По совершении погребального обежавши и
уничтожении субстрата души — тела — во время кремации или каким-либо
иным способом - дух отправляется в Загробный мир. Загробное путешествие
считалось тяжёлым и опасным: далёкий 3агробном мир был отделён от мира
живых потоками. горами, помещался на острове, в глубинах земли или на
небесах.
Для такого путешествия умершему необходимы были лодки, кони,
нарты, колесницы, крепкая обувь, припасы на дорогу и т. п., помещавшиеся
обычно В могилу. На пути встречались сверхъестественные преграды —
огненные озёра, кипящие потоки и пропасти, через которые вели узкие
мосты (мост — конский волос в алтайских мифах, у индейцев кечуа и др.):
сорвавшихся ждала вторичная и окончательная смерть. В преодолении этих
преград умершим помогали проводники душ — животные (обычно собака или
конь), шаманы и боги. Вход в 3агробном мир (иногда — мост) охранялся
стражами: чудовищными псами у индоевропейских народов (Кербер и др.),
самими хозяевами царства мёртвых; они впускали лишь души выполнявших
племенные обычаи при жизни и погребенных по всем правилам, тех, кто мог
заплатить проводникам и стражам мясом животных, принесённых в жертву на
похоронах, деньгами и т. п. (у народов Океании, у йоруба в Африке,
индейцев дакота и других — др древнегреческий обычай припасать медовую
лепёшку для Кербера).
"Нечестивцам" грозила окончательная смерть или участь скитальца, лишён-ного загробного пристанища.
3агробном мир, несмотря на разнообразие идей относительно его
местонахожде-ния, обычно вписывался в общую мифологическую картину мира
как далёкий иной мир, противостоящий «своему» миру живых. При этом его
размещение в горизонтальном про-странстве соотносилось с вертикальвой
моделью мира, расчленяющей кос-мос на небо, землю и преисподнюю. Так,
народы Сибири помещали 3агробном мире. на севере в низовьях великих
сибирских рек и одновременно в нижнем мире (ср. сканд. Хель); в
мифологиях, где путь умершим указывало солнце у некоторых народов
Океании, Северной Америки — ср. представление о солнечной барке Ра), 3.
м. оказывался в подземном обиталище на западе. Реже 3агробный мир
помещался на небе на звёздах и т. п.), куда можно было проникнуть, как и
в нижний мир, по древу мировому, или мосту которым иногда считались
радуга или Млечный путь).
Картины 3агробного мира могут целиком
копировать реальный мир с селениями, где умершие живут родовыми
общинами, охотятся, женятся, иногда даже производят потомство и т. д. — в
мифах воспроизводится даже ландшафт, окружающий общину в этом мире.
Духи не бессмертны, но в 3агробном мире им отводится обычно более
длительный жизненный срок, чем на земле (у североамериканских индейцев,
некоторых народов Африки и др.); по истечении этого срока духи умирают
окончательно или возрождаются на земле в живых существах.
Духи предков
существуют в 3агробном мире, пока их чтут потомки. В мифологии банту
(балуба) души пребывают в 3агробном мире у Нзамбе до тех пор, пока не
состарятся, после чего бог изгоняет их на землю, где они обращаются в
прах. В примитивных мифологических системах, где 3агробным мир мыслился
как простое «продолжение» земного существования, отсутствовало
проти-вопоставление телесного и духовного начал. Непоследовательным было
это противопоставление в развитых мифологиях: так, души в греческом
аиде жаждут крови и боятся меча (Нот. СМ., XI), скандинавские эйнхерии
убивают друг друга и воскресают вновь в вальхалле. Вместо этого получило
развитие физическое противопоставление мира живых и «того света»: когда
на земле день, в 3агробном мире — ночь, у живых — лето, у мёртвых —
зима, умершие ходят вверх ногами, одежду носят наизнанку, их пища — яд
для живых и т. п. (в мифологиях Океании, народов Сибири,
североамериканских ин-дейцев). Живые, проникшие в 3агробном мире,
невидимы для его обитателей, как и духи среди живых, и столь же
вредоносны для умерших, как те — для живых (сибирские мифологии). В иных
традициях живые, напротив, встречают радушный приём на том свете у
умерших сородичей (африканские мифологии), отправляются туда за женой
или возлюбленной (мотив Орфея и Эвридики, известный, в частности, у
североамериканских индейцев и японцев), но их пребывание в 3агробном
мире связано с особыми табу, нарушение которых губит предприятия живых, и
те ни с чем возвращаются на землю (ср. судьбу Энкиду).
В некоторых
мифологических традициях картина 3агробного мира окрашена в тусклые
тона: там слабо светит солнце, нет ни нужды, ни радости и т. п. Таковы,
например, представления о призрачном существова-нии бесчувственных теней
во мраке аида и шеола. Напротив, вера в лучшую загробную жизнь
отразилась в представлениях об обильных охотничьих угодьях,
сверхъестественно плодородных полях (ср. егип. пару), пастбищах в
3агробном мире; умершие становились молодыми, не знали болезней и забот,
предавались веселью, танцам (у некоторых народов Меланезии, Америки).
Общая концепция продолжения существования после смерти дополнялась в
мифологиях первобытной эпохи и древнего мира представлениями об особых
судьбах различных категорий умерших. Загробная жизнь зависела от рода
смерти:
убитые, утонувшие, почившие естественной смертью, умершие в
детстве помещались в разные области 3агробного мира (ср. описание Орка в
«Энеиде» VI) или даже в разные загробные царства. В разных мифологиях
эти категории умерших наделялись нередко противоположными судьбами:
у германцев и ацтеков павшие в битвах получали награду в воинском «раю»
(герм. вальхалла), в отличие от умерших естественной смертью; у
некоторых -народов Африки, Индонезии убитые на войне, напротив,
считались вредоносными существами, их загробная участь была незавидной
(также различно в разных мифо-логиях отношение к женщинам, умер-шим при
родах, детям и др.). По-видимому, мифология (как и погребальные обычаи) в
этом случае лишь « классифицировала » половозрастные группы и
социальные подразделения с ориентацией на посюсторонние цели коллектива,
выделяя его защитников, продолжательниц рода и т. п. — посмертная их
судьба пря- мо не соотносилась с их социальным положением, допуская
противоположные решения. Более последовательной тенденция отражения
социальной структуры в мифологии 3агробного мира стала в обществах со
значительным социальным расслоением. Посмерт-ная доля родоплеменной и
военной аристократии, жречества рисовалась более счастливой, чем судьба
ряовых общинников: имущественное и социальное положение умерших просто
переносилось в 3агробный мир (у некоторых народов Африки, Меланезии);
иногда благополучие умершего зависело от богатства погребения.
Вождь
оставался вождём и в 3агробном мире — на похоронах африканских или
древних месопотамских царьков на тот свет за повелителем следовали не
только рабы, но и двор. Крайним выражением этой тенденции было
исключительное право на загробную жизнь лишь для аристократии (у
тонганцев в Полинезии, масаи в Африке). В соответствии с социальной
иерархией полинезийские вожди и жрецы после смерти отправлялись в
солнечную страну пулоту, общинники же оказывались в мрачной преисподней
по, где их пожирала хозяйка 3агробного мира Миру. Скандинавский Один
собирал у себя в небесной вальхалле дружинную аристократию, которая в
час гибели богов (см. Рагнарёк) выйдет биться с «простыми» мертвецами и
хтоническими чудовищами хозяйки преисподней Хель. Архаичные образы
старухи — хозяйки преисподней, часто ассоциировавшейся со смертью
(сканд. Хель, кет. Хоседэм), или царя преисподней, повелителя злых
демонов (тюрк. Эрлик, особенно Иран. Ахриман), противопоставляются
небесным бо-гам. Дуализм небесного и подземного, светлого и мрачного
миров, населённых благодетельными богами и злыми демонами, послужил
основой для позднейших представлений о рае и аде, но представления эти
были связаны с идеей загробного воздаяния.
В первобытной и древней
мифологии воздаяние в 3агробный мир зиждилось скорее на ритуальных, чем
на моральных принципах: не выполнявшие племенных обычаев, не имевшие
татуировки и т. п. рисковали быть недопущенными в 3агробный мир,
проглоченными хтоническими чудовищами, либо остаться без пищи в
3агробном мире. «Хороший» человек в первобытном понимании — удачливый
охотник, храбрый воин — оставался таким и в 3агробном мире (иногда — в
лучшей его части, «воинском раю»); «плохой» — не только нарушитель
общественных норм, убийца, лжец, трус, но и не оставив-ший потомства,
умерший холостым — т. е. неполноценный член коллектива, иногда — человек
низкого социального положения или иноплеменник. «Пло-хие» после смерти
оказывались в безрадостной обители мрака (в мифах народов Полинезии),
скитались по земле или несли наказание, сообраз-ное их проступкам:
скупцы обречены на вечный голод, у сварливых зашит рот (бурятская
мифология) и т. п. Для этического уровня подобных представлений
характерно, что среди наказуемых в преисподней у Эрлика оказываются
также бодливый бык и норовистая лошадь.
Вмешательство богов не вносило
существенных изменений в распределение загробных благ и наказаний:
фигуры грешников, оскорбивших богов и подвергнутых за это каре — Сизифа и
Тантала — единичны в безучастном к мёртвым аиде; немногочисленны и
герои, оказавшиеся в элизиуме в силу своего божественного происхождения
(Менелай и т. п.). Мифология, ставившая загробную участь в зависимость
от ритуала и различных формальных признаков (род смерти и т. п.), от
социального статуса умершего, не допускала последовательной идеи
возмездия в ином мире. Топографическое соответствие вертикальных уровней
модели мира и рангов сиц.иальпий иерархии (вожди на небе — общинники в
преисподней) наиболее полно выражало направленность первобытной
мифологии на гармонизацию и взаимосвязь природного космоса и социума.
Тенденция к «преодолению» социальных противоречий в 3агробном мире
наметилась в мифологиях древнего мира. Если в Египте эпохи Древнего
царства право на загробное блаженство в иару получал лишь фараон, то в
эпоху Среднего царства каждый умерший мог достичь блаженства,
воссоединившись с Осирисом. В античной мифологии аристократизм элизиума
был нарушен культом Диониса, право на блаженство:
получали все
участники дионисийских мистерий, как и мисты других умирающих и
воскресающих богов в мифологиях Средиземноморья (напр., посвящённые в
Элевсинские таинства), вне зависимости от сословной принадлежности.
Представления о 3агробном мире, где нет разницы между богатым и бедным,
как в царстве Осириса, требовали иных принципов загробного воздаяния:
традиционные требования выполнения религиозных обрядов и общественных!
норм, почитания богов и царя сочетались с осуждением крайних форм
эксплуатации. Возникло представление о загробном суде, наиболее
разработанное в египетской мифологии и воспринятое иранской и другими
мифологиями. Критерием для вынесения приговора на загробном суде служило
уже не только соблюдение умершим ритуалов, но и "правда" да» в виде
перышка богини, положенного на одну чашу весов, тогда как на другую
помещалась судимая душа (сердце) человека. Однако применение этого
критерия и объективность суда Осириса затруднялись сложнейшим
погребальным ритуалом и нагромождением магических средств, призванных
застраховать умершего от этой объективности. Ритуал доминировал над
этикой и в мистериальных культах, где блаженства достигали лишь
посвящённые. Кроме того, мистерии гарантировали не только счастливую
загробную участь, но и возрождение души на этом свете, обесценивающее
3агробный мир и восхожящее к тотемическим мифам, о реинкарнации —
воплощении умерших в живые существа — животных, растения, людей.
Учение о метампсихозе (реинкарнации) — переселении душ - было наиболее
развито в индуистской мифологии и в буддизме. У многих народов
существовало также представление о возрождении умершего в лице потомка
(обычно внука):отсюда — передача имени предка новорожденному. В этих
случаях 3агробный мир - не последнее пристанище умершего, но необходимая
фаза в круговороте возрождений через смерть. Эти циклы жизни человека и
коллектива соотносились в мифологиях первобытного общества и древнего
мира с сезонными циклами, воплотившимися в образах воскресающих богов
растительности. Смерть, похороны и сошествие в преисподнюю бога
олицетворяли зимнее умирание природы (ср. также миф о похищении
Персефоны И т. П.). 3агробный мир — преисподняя — участвовал в процессе
постоянного возрождения природы: погребение Осириса ассоциировалось с
посевом, преисподняя — с чревом «матери-земли», бог преисподней
(греч. Аид — Плутон) был и богом хранимого в её недрах богатства
(Плутос). 3агробный мир сливался с природным миром, противостоящим
социальному:
иной мир объединял в себе разрушительные силы хаоса с
необходимым человеку благом плодородия. Поэтому умершие, удалённые при
посредстве погребальных обрядов из этого мира в иной» также сливались с
природными стихиями (уже на ранних стадиях, напр. у папуасов) и способны
были влиять на жизнь коллектива, посылая засуху или урожай, способствуя
плодовитости человеческого рода а скота, для чего с ними и, стало быть с
3агробном миром поддерживалась связь в рамках культа предков
(жертвоприношения предкам или, напр., др.егип. письма умершим). Это
амбивалентное отношение к 3. м. в сочетании преимущественной
направленностью общинных культов на проблемы посюсторонней хозяйственной
жизни допускало сосуществование разных традиций в представлениях о
3агробном мире; картина 3агробного мира оставалась синкретичной и
противоречивой.
Скептическое отношение к традиционным
представлениям о загробной жизни, основанным на ритуальном её
обеспечении, высказывалось уже древнеегипетскими интеллектуалами : "...
празднуй радостный день и не печалься, ибо никто не уносит добра своего с
собою и никто из тех, кто ушел туда [в 3агробный мир — В. 27.] еще не
вернулся обратно» («Песнь арфиста» — ср. «Беседы разочарованного со
своим духом»). И древнеин-дийские боги, согласно «Катха-упанишаде» (I 1,
20—29), не могли дать ясного ответа на вопрос о загробной участи
человека — вопрошающего отсылают к возможности прижизненного счастья, но
для того уже очевид-но, что «преходящи все удовольствия для смертного».
Вопрос о загробной участи становился всё более насущным в период
разложения рода в «варварских обществах» и кризиса общины в азиатских и
античных обществах. Род переставал быть гарантом телесного возрождения.
Индивид, чьё сознание освобождалось от идеоло-гических уз коллектива, в
пределах которого совершался круговорот смертей и возрождений, искал
спасения от кризиса в ином, вечном, а не в «гибнущем» земном мире. Таким
убежищем абсолютной отрешённости от чувственного земного бытия и
посмертного метампсихоза мыслилась буддийская НИРВАНА; буддизм —
древнейшая мировая религия — вполне определённо ответил на вопрос о
загробной судьбе человека:
«одни возвращаются в материнское лоно,
делающие зло попадают в преисподнюю, праведники — на небо, лишенные
желаний достигают нирваны» (Дхаммапада Х 126). Обитель доя видных — рай —
понималась не как царство изобилия, но как целиком противоположное
земному сверхчувственное состояние.
Переориентация общественного
сознания от земных ценностей в этом 3агробном мире на мир идеальный и
сверхчувственный осуществлялась мировыми религиями. Иной мир не просто
локализуется в горних сферах — он пронизывает всё мироздание (мир
божий), является прообразом зримого мира и управляет им в лице божества.
Земля людей в новой космологической системе оказывается не просто
срединной зоной космоса, но ареной борьбы «грешного», телесного, и
духовного миров, «града земного» и «града божия» за каждую человеческую
душу.
Душа, устремлённая к богу, достигает рая; естественная для
архаических мифологий привязанность души к телу и телесному
существованию расценивается как греховная: грешная душа вынуждена
возвращаться к могиле, обвиняя тело в уготованной ей скорбной участи.
Новые представления о загробном существовании восходили к древним
архетипам: сорокадневные мытарства души после смерти с посещением рая и
ада напоминают шаманские путешествия в иной мир; сохраняются, особенно в
народных представлениях, огненная река и мост, ведущий в 3агробный мир
(ср. мусульм.
Сират, тонкий как волос, острый как меч), загробный суд со
взвешиванием душ и т. п. Но главным становится не противопоставление
живых и мёртвых, своего и иного мира, а противоположность души и тела,
рая и ада; не отправление ритуалов и не сословная принадлежность, но
универсальные категории греха и добродетели определяют загробную судьбу.
Земная социальная иерархия не переносится автоматически на стратиграфию
иного мира: напротив, противоречия этой иерархии «преодолеваются» в 3.
м. построением иной, этической иерархии адских МУК или райского
блаженства в низших кругах ада или вышних сферах рая, в зависимости от
степени греховности или добродетели умершего (наиболее полное воплощение
этих представлений см. в «Божественной комедии» Данте). Идея загробного
воздаяния становится средством религиозного утешения и уст-рашения.
Наряду с апофатическими описаниями божества и царства божия мировые
религии дают вполне наглядные картины 3агробного мира.: в мусульманской
мифологии, например, — это тенистый оазис с услаждающими праведников
гуриями; убранство рая — драгоценные камни и металлы, и т. п. Но суть
райского блаженства — духовное общение с божеством. Соответственно в аду
грешники, расплачивающиеся за привязанность к телесному миру,
испытывали не только духовный ужас, но и телесные муки. Адский огонь не
рассеивал мрака преисподней, сменялся в других кругах страшным холодом
(«холодные» и «горячие» ады буддизма), тьмы злых духов терзали
грешников, обречённых на вечные муки.
Не совершившие смертных грехов
оказывались в чистилище (у католиков), где подвергались временным мукам,
очищающим и открывающим дорогу в рай. Участь грешников могли облегчить
молитвы праведных и церкви; заступничество богоматери (в христианстве)
или Мухаммада (в исламе) спасало от адских мучений. Картины ужасов и
райских чудес, подтверждаемые «очевидцами», совершавшими путешествия в
3агробный мир (распространённый в средневековой литературе сюжет
«видений» 3агробного мира), подобные шаманским, видимо, сыграли
значительную роль в про-цессе распространения мировых религий в средние
века.
Относительно последовательная мифология 3. м. частью вытесняла в
область неофициальной народной культуры, частью подчиняла своей
структуре ранние верования (показательно, что буд-дийские монахи
считались главными специалистами по проблемам загробной жизни и
погребальному культу в синкретических религиях Дальнего Востока, напр. в
Японии). Однако наряду с индивидуалистической уст-ремлённостью к
загробному блаженству средневековая идеология включала и посюстороннюю
направленность общинных (прежде всего сельскохозяйственных) культов на
всеобщее прижизненное благополучие. В народной культуре образы смерти и
преисподней сохраняли амбивалентный характер возрождающего начала,
особенно во время различных аграрных и т. п. праздников, карнавалов.
Тема
3агробного мира получила широкое распространение в эпосе и волшебной
сказке. Сошествие эпических героев в преисподнюю — не шаманское
путешествие, но вызов силам смерти и хтоническим чудовищам. Волшебная
сказка, как показал В. Я. Пропп, генетически связана с обрядами
инициации — ритуалами временного пребывания в ином мире, предшествующего
повышению социального статуса и женитьбе героя (см. Инициация и мифы).
Очевидно, с той же символикой связаны и сюжеты эпопей — Одиссею
необходимо посетить 3агробный мир, чтобы вернуться на родину,
Энею –
прежде чем обосноваться в Италии. С другой стороны, те же сюжеты связаны
с мифами о таманском путешествии и «видении» 3агробного мира
(древнейший текст подобного «видения» — XII табл. эпоса о Гильгамеше
«Энкиду в преисподней»). Традиционно-мифологический сюжет сошествия в
преисподнюю в сопровож-дении проводника в современной литературе
использовал, например, Т. Манн (путешествие Иосифа в Египет в романе
«Иосиф и его братья»). Литературный приём перемещения современного
автору мира, людей и событий в иной 3агробный мир использовался в целях
сатиры (Лукиан, античный и византийский сюжет «разговоров в царстве
мёртвых» — вплоть до рассказа Ф. М. Достоевского «Бобок» и поэмы А. Т.
Твардовского «Тёр-кин на том свете»), способствовал их этическому
переосмыслению (Данте, в современной литературе — М. А. Булгаков и др.).